Главная » Статьи » Актуальные темы |
Вчера
в мой почтовый ящик пришло письмо. В нем меня пригласили принять
участие во всеукраинском «покаянном крестном ходе», который
организовывает в Киеве Союз православных братств. Крестный ход приурочен
к годовщине убиения семьи последнего российского императора Николая
Романова.
В
листовке, вложенной в письмо, организаторы сообщают, что в день
расстрела царской семьи был разрушен «институт царской власти как фундамент благополучного состояния Церкви»
(здесь и далее курсив мой. - Авт.), что ввергло страну в пропасть
безбожия. Более того, этим наши предки «нарушили клятву верности царю,
составленную святыми отцами еще в 1613 году».
Авторы листовки совершенно серьезно заявляют, что убийство царской семьи лежит проклятием на всем нашем народе, исцелить которое может лишь некое «соборное» покаяние. На чем основывается такое утверждение? На песке псевдобогословских размышлений. Действительно, убийство - грех, а убийство невинных людей - грех еще более тяжкий. Но может ли грех одного человека или группы людей передаваться другим людям или потомкам? Библейское богословие и богословие православное отвечает: нет. В отличие, кстати, от богословия католического, где, например, грех прародителей Адама и Евы рассматривается как «наследственная вина», передаваемая потомкам. В православном богословии нет понятия о вине или проклятии, передаваемом от согрешивших родителей следующим поколениям. Так, мы не отвечаем за грех Адама и Евы, но мы несем последствия совершенного ими греха. Грех - нечто вроде наследственной болезни, которая повреждает природу человека, делая ее смертной и расположенной ко греху в дальнейшем. Но мы не несем ответственности за то, что восприняли наше естество таковым от наших родителей. Мы должны не каяться в грехе Адама и Евы, но исцелять природу, полученную нами от них, через причастность Христу. Тезис о том, что дети не несут вины отцов, встречается еще в Ветхом Завете. Пророк Иезекииль в начале 18-й главы своей книги пишет: «И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"? Живу Я! - говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле». И далее: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18:1-3, 20). Нет необходимости каяться в тех грехах, которые мы не совершали. Не понимать этих элементарных вещей - значит не понимать вообще, что такое православие. Ибо наша вера - это не набор красивых обрядов, не иконы и не акафисты. Это путь, ведущий ко спасению во Христе. На этом пути есть ориентиры - учение Библии и отцов Церкви. Незнание их и приводит к тому, что выдумывается некое «соборное покаяние» в несовершенных нами грехах. Это уловка лукавого: отвлечь внимание человека от реальных проблем, от покаяния в собственных грехах, переключив его на борьбу с ветряными мельницами. Срабатывает отлично. Остается лишь задать один вопрос организаторам «покаянного крестного хода»: допустим, что такое покаяние все-таки обосновано, и если так, проясните, почему вы уже который год подряд устраиваете эту акцию? Сколько же лет подряд необходимо «каяться» в одном и том же? Священник Андрей Дудченко | |||
Категория: Актуальные темы | Добавил: Админ (26.11.2010) | |||
Просмотров: 688 |
Всего комментариев: 0 | |