Мешает ли богатство христианину?
Слова
Иисуса Христа о том, что "удобнее верблюду пройти сквозь игольные
уши, нежели богатому войти в Царство Божие”, звучат как приговор,
который вынесен и обжалованию не подлежит. Казалось бы, о чём тут
ещё говорить? И, тем не менее, не всё так просто.
В житиях многих святых мы читаем о том, что они родились знатными и
богатыми. Да и в популярной церковной книжечке о подготовке к
исповеди ничего не говорится о таком смертном (или не смертном?)
грехе как богатство. А в Евангелии, когда Христос берёт для Своих
притч примеры из жизни торгующих, Он не только их не осуждает, но
как бы считает само собой разумеющимся, что торговать нужно с
прибылью. Так, в притче о талантах господин говорит рабу, зарывшему
свой талант в землю: "Надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и
я пришед получил бы моё с прибылью”. Как же всё это понимать?
До пришествия Иисуса Христа на землю у иудейского народа богатство
не только не считалось пороком, но, наоборот, было как бы прямым
свидетельством Божьего благословения человеку. Если можно так
выразиться, достаток воспринимался как справка с гербовой печатью –
"У Бога в милости!” Точно так же как многочадие. Люди состоятельные
и многодетные считались праведниками. Те же, кому Господь не дал ни
обильного потомства, ни достатка, сразу вызывали подозрение, что они
– грешники, наказанные за свои грехи. Почему? Да потому, что,
заключая Ветхий Завет с израильским народом, Господь обещал ему за
соблюдение заповедей изобилие и процветание.
Кстати, у современных протестантов такое же ветхозаветное отношение
к богатству. Они тоже считают видимое материальное благополучие
свидетельством Божьей любви к человеку. И зачастую их проповедь
строится по принципу: я был бедным, больным и несчастным, затем
уверовал, и Иисус дал мне деньги, здоровье и счастье!
Именно поэтому воспитанные в таких представлениях о богатстве
ученики Христовы, как повествует Новый Завет, "весьма изумились”,
услышав о том, что богатому трудно войти в Царство Небесное. Их
замешательство понятно: кто же тогда вообще может спастись, если
даже богатым это так трудно?! Иисус же ответил: "Человекам это
невозможно, Богу же всё возможно”. Но это уже переход с совсем иную
плоскость. А как же всё-таки быть с богатством? Погибель оно для
человека или Божье благословение?
Разумеется, спасение человека зависит не от богатства. А от
пристрастия к нему. От неутолимой жажды иметь как можно больше
денег, вещей, домов, автомобилей, драгоценностей. От той жажды,
которая постепенно начинает главенствовать в человеке, заслоняя ему
всё в этой жизни – вплоть до родных и близких. Поэтому Церковь не
осуждает богатство, как таковое, а осуждает, неправильное отношение
к нему.
Один успешный предприниматель рассказывал очень поучительную историю
о том, как он строил свой дом. Он задумал в нём подземный гараж,
русскую и финскую бани, бассейн, спортзал, три жилых этажа... Он
старался продумать всё до мельчайших подробностей для максимального
удобства своей семьи. Но, пока возводились стены, семья распалась.
Жена ушла, дети стали чужими. И дом оказался никому не нужен. Теперь
он его продаёт. О чём это говорит? О том, что сначала надо выстроить
что-то в своей душе и в душах своих близких, а стены и всё остальное
приложится. А неправильная иерархия ценностей всегда разрушительна.
"Без Меня не можете творить ничего”, – сказал Господь. Без Бога от
любого человеческого предприятия рано или поздно не останется камня
на камне. Разрушение неизбежно произойдёт – либо видимо,
материально, либо в душе человеческой, что не менее, а даже более
страшно. Не случайно часто успеху в бизнесе сопутствует опустошение
души, утрата смысла жизни, отчаяние.
Но неумеренным пристрастием к имуществу может страдать и бедняк, и
даже нищий. Страсти, как писал Авва Дорофей, живут в человеке
независимо от внешних обстоятельств. Всё дело во внутреннем духовном
мире. Можно раздать имение, поступить в монастырь и иметь такое
пристрастие к своей единственной последней рубахе или какой-нибудь
незначительной вещице, так привязаться к ней сердцем, как и богатый
не привяжется к своему богатству.
Бедность сама по себе вовсе не является пропуском в Царство
Небесное. Свою бедность можно воспринимать со смирением, а можно
озлобиться на весь мир и радоваться, когда у соседа корова сдохнет.
Такая бедность не имеет ничего общего с христианством. Иногда
случается так, что бедный человек который не смог по каким либо
причинам себя реализовать в жизни, начинает завидовать другим,
отягощая свою душу этим грехом. Бывает, что бедные сами виноваты в
своей бедности: слишком они расслабленные, слишком безответственные,
слишком ленивые. Они не используют всех возможностей для изменения
своего состояния. И это тоже грех. Апостол Павел говорит: кто не
работает, тот да не ест. Дореволюционный опыт России показывает, кто
по-настоящему всегда нуждался в помощи – чаще всего, это были вдовы,
оставшиеся без кормильцев с большим количеством детей. Вот они,
действительно, не могли сами заработать. А не здоровый мужик,
который лежит на диване и не хочет пальцем пошевелить – одна работа
для него слишком грязная, за другую мало платят…
Всё дело во внутреннем состоянии человека. Новый Завет выводит
отношения человека и Бога на совершенно иной уровень. Он даёт
человеку небывалую свободу, призывая взамен к совершенству. "Будьте
совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный!” Но почему именно
богатых, а не бедных, предупреждает Сын Человеческий о трудностях?
Дело в том, что богатство является для повреждённой грехопадением
человеческой природы огромным соблазном, против которого редко кто
может устоять. Ведь деньги кроме удобства и комфорта дают человеку
уважение, знатность, славу, власть над другими людьми и многое
другое, – всё, что тешит гордыню. А гордыня, из-за которой светлый
Ангел Денница отпал от Бога и стал диаволом, это тонкий яд,
проникающий в душу и отравляющий её.
Так что, всё дело не в богатстве и бедности, а в нас самих. Каковы
наши ценности в жизни? Боремся ли мы со своими страстями,
выдёргиваем ли эти сорняки, или наоборот поливаем и удобряем их так,
что они расцветают пышным цветом, и за ними мы уже не видим солнца.
Христос сказал: ищите прежде Царствия Божьего, а остальное всё
приложится вам. Важно только понять, что слова Господа не аллегория,
и исполняются буквально.
Статья опубликована в 3 (35)-м номере "Фомы" 2006 г.