Миропомазание
В
практике Православной Церкви с крещением соединено другое таинство —
миропомазание. Помазание освященным миром — ароматным сложносоставным
веществом на основе оливкового масла — восходит к ветхозаветному
помазанию елеем (маслом), знаменующему дарование благодати Божией на
особое служение. Посредством миропомазания Церковь подает верующему (или
ребенку по вере родителей) дары Святого Духа на христианское служение
Богу и людям.
В
древней Церкви дары Святого Духа подавались через возложение рук
апостолами, а впоследствии — епископами на голову верующего. Со временем
возложение рук стало частью таинства священства — рукоположения в
священный сан, а для прочих верующих его заменило миропомазание:
епископы физически не могли возлагать руки на всех присоединяющихся к
Церкви, особенно в отдаленных от центра епархии районах.
Миро, освященное епископом, "запечатлевает" верующих святостью. Оно как
бы оставляет на них ее печать. Отсюда слова священнослужителя при
помазании миром: "Печать дара Духа Святого". При этом крестообразно
помазуются чело (лоб) — в знак освящения мыслей; очи (глаза) — для
освящения зрения, дабы видеть свет истины; уши — чтобы слышать слово
Божие; уста — для освящения речей; руки — чтобы творить дела, угодные
Богу; ноги — чтобы ходить по путям Божиим и не уклоняться с них; грудь —
для освящения сердца, которое принимает в себя Христа.
В завершение таинства священник, восприемники и новокрещеный (или новопросвещенный) под молитвенное пение трижды обходят вокруг купели (круг — символ вечности, число "три" знаменует полноту). Таким образом выражаются вечная сила таинства и духовная радость приобщения к реальности вечной жизни. Два этих таинства — крещение и миропомазание — совершаются лишь однажды в жизни человека. Они приобщают его к жизни Церкви и делают возможным участие в других таинствах.