Поучение о посте
Ныне бо ближайшее нам спасение, нежели егда веровахом. Нощь убо прейде, а день приближися; отложим убо дела темная и облечемся во оружие света.(Рим. 13, 11–14)
Слова эти слышали мы ныне в послании апостольском, которое говорит
нам: приблизилось время, когда мы должны отложить темные, худые дела
свои и положить разум и душу на дело нашего спасения. В Евангелии мы
слышали сегодня, как Господь говорил ученикам Своим: ...когда
постишься, помажь голову твою и умой лице свое, чтобы явиться
постящимся не пред людьми, но пред Отцом Твоим, Который втайне (Мф.
6, 17—18).
Приступая к посту, братие, мы должны, так сказать, прочувствовать,
что он есть упражнение, установленное Церковью, к совершенствованию
нашему. Но в наше время многие отвергают посты и находят много
оправданий для неисполнения их. Одни пищу постную считают вредной
для здоровья; другие — дорогой, иные же говорят, что пища нас не
поставляет пред Богом. Речи такие встречают немалое сочувствие. Я не
хочу обманывать себя, зная, что слова мои относительно поста будут
малоприемлемы, но, как архипастырь, я должен предупредить вас, что
настанет день, когда все, не признающие постов и вообще легко
относящиеся к уставам Церкви, горько пожалеют об этом. Сам
Законоположитель Христос исполнял пост и указывал на него как на
оружие против злого духа, говоря: род сей изгоняется токмо молитвою
и постом (Мф. 17, 21), то есть род диавола, все козни его
предотвращаются молитвой и постом. Что же касается вреда постной
пищи для здоровья, то всего лучше в неправильности этого взгляда
убедиться, побывав в каком-нибудь хорошем монастыре, где посты
исполняются со всякой строгостью. Там на братских кладбищах, на
надгробных надписях мы читаем: этот старец прожил до 65 лет, причем
30 лет провел в монастыре; тот лет 80 и тоже лет 30 — в монастыре, а
другие и дольше. Все они работали и физически, и умственно не меньше
живущих в миру. Следовательно, пост расстроить здоровье не может, и
эта робость пред ним есть желание оправдать себя.
У нас в народе сложилась верная поговорка: «лучшая приправа ко
всякой пище есть голод». И действительно, когда человек голоден, он
ест не разбирая, чтобы напитаться; а человек, избалованный
излишеством, будучи пресыщен, становится прихотлив в пище, и эта-то
прихотливость делает то, что люди не могут исполнять постов. Кроме
того, пост надо считать отдыхом от мелочных забот, которыми человек
связывает себя, хлопоча постоянно о своей пище. Святитель Иоанн
Златоуст поучал своих слушателей, которые, надо полагать, были люди
достаточные, говоря: «Дай отдых повару твоему и слугам твоим в эти
дни покаяния». Сама природа указывает нам, что все нуждается в
отдыхе. Например, что такое зима, как не отдых для всего растущего,
прекращающего на время свою жизненную деятельность. Вы должны
памятовать, что мы существа духовные, разумные. И вот пост есть
прекрасное упражнение к проявлению духовной силы над телом: надо
уметь позабыть свое тело, отрешиться от угождения и служения ему и
всячески заботиться о другой пище — пище духовной.
Но скажут некоторые, что часто люди, исполняя посты, живут не по
заповедям, делают много худого и тем самым заставляют говорить о них
так: «Посты соблюдают, а зло творят». Но ведь Господь не требует от
нас худого поведения, и не пост понуждает людей творить зло. Но если
бы все исполняли посты, то не стали бы замечать сучков в глазах
ближних, желая заслонить свои собственные недочеты. Есть и теперь
благочестивые семьи, исполняющие посты; но, конечно, не в нашей
городской жизни, а так далеко, в захолустных уголках, куда еще не
успела проникнуть услужливая в этом отношении наука, отвергающая
посты.
Как свято хранили посты наши предки, братие! Все, от едва лепечущих
детей до глубоких стариков, строго соблюдали посты, а между тем люди
не были слабей ни нравственно, ни физически. Сейчас мне
припомнилось, что в войсках отменили посты после Турецкой войны. И
что же мы видим? Защитник наш от этого не стал крепче, а наоборот, в
последнюю войну можно было наблюдать, что когда наши войска,
казалось, должны были одержать победу, им приходилось отступать по
неисповедимому Промыслу Божию. Не есть ли это — жезл Божий,
указывающий нам на необходимость исполнения постов и вообще всех
установлений церковных. Будем же молить Господа, да поможет Он нам
всем избежать этого жезла.
Священномученик Кирилл (Смирнов)
Сретенский календарь: Заветы новомучеников и исповедников Российских