Страстная седмица
Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.
С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком
почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в
строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и
милосердия.
Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых
переживаний, созерцаний, особой умилительностью и
продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно
воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние
Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое
воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени
и литургии.
Соучаствуя в страданиях Спасителя, "сообразуясь смерти Его" ( Флп.
3, 10), Святая Церковь в эту седмицу принимает печальный образ:
священные предметы в храмах (престол, жертвенник и т.д.) и сами
священнослужители облачаются в темные одежды и богослужение
принимает преимущественно характер печально-трогательного
сокрушения, сострастия Страстям Христовым. В современной
богослужебной практике обычно совершают великопостные богослужения в
черных облачениях, сменяя их на светлые в Великую субботу. В
некоторых обителях и храмах в Четыредесятницу служба совершается,
сообразно более древней практике, в фиолетовых облачениях, а в
Страстную седмицу - в багряных - бордовых, цвета крови - в
воспоминание о излиянной на Кресте за спасение мира Крови Спасителя.
В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к
достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях
Спасителя. Уже на вечерне в Неделю ваий она приглашает верных
стекаться от высочайшего и священного Божественного праздника ваий
на Божественный праздник честного, спасительного и таинственного
воспоминания Страстей Христовых, видеть Господа, приемлющего за нас
добровольные страдания и смерть. В песнопениях Триоди на эти дни
Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и с
Ним сподобиться войти в Царство Небесное. В богослужении первых трех
дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный характер.
В Великий понедельник Церковь в своих песнопениях приглашает
встретить начало Страстей Христовых. В богослужении понедельника
воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти
проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя.
Кроме того, в этот день воспоминается иссушение Господом покрытой
богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом
лицемерных книжников и фарисеев. у которых, несмотря на их внешнюю
набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а
только лицемерную тень Закона. Подобна бесплодной, засохшей
смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных - истинного
покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и
фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме
Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде,
о десяти девах и о талантах.
В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и
помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери
в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к
погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил
свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским
старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам
для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях
Иерусалима).
В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной
молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема
Сирина с тремя великими поклонами.
В четверг Страстной седмицы воспоминаются в богослужении четыре
важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная
вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого
Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак
глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду
Гефсиманском и предательство Иуды.
В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на
литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении
совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в
нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим
ученикам пред Тайной вечерей. Обряд совершается среди храма. При
чтении протодиаконом соответствующего места из Евангелия архиерей,
сам сняв с себя облачение, умывает ноги сидящим по обе стороны
уготованного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою
собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием
(длинным платом).
В кафедральном патриаршем соборе в Москве на литургии Великого
четверга по преложении Святых Даров Святейшим Патриархом совершается
по мере нужды освящение святого мира. Освящению мира предшествует
приготовление его ( чин мироварения), начинающееся в Великий
понедельник и сопровождаемое чтением Святого Евангелия, положенными
молитвословиями и песнопениями.
День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть.
Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня
Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред
нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные
страдания Господа. На утрени Великого пятка (обычно она служится в
четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.
В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы
Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего бывает
чтение канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы,
затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается
прикладывание к Плащанице (лобызание Плащаницы). О выносе Плащаницы
в Великую пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано. Говорится
только об изнесении ее в Великую субботу после великого славословия.
Не говорится о Плащанице в службе пятницы и в древнейших уставах
греческих, южнославянских и древнерусских. Предположительно, обычай
износить Плащаницу на великой вечерне Великой пятницы получил у нас
начало в XVIII веке, позже 1696 года, когда при патриархах
Московских Иоакиме и Адриане было завершено редактирование Типикона
в нашей Церкви.
В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа,
пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения
там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его
пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.
Богослужения в эту беспримерную и незабвенную во все века жизни
человечества субботу начинаются с раннего утра и продолжаются до
конца дня, так что последние субботние песни так называемой
пасхальной полунощницы сливаются с началом торжественных пасхальных
песнопений - на пасхальной заутрени.
В Великую субботу совершается литургия Василия Великого,
начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием (около
Плащаницы) читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны
главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как
искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим
Воскресением. После 6-й паримии (о чудесном переходе евреев чрез
Чермное море) поется: "Славно бо прославися". Чтение паримий
заключается песнью трех отроков: "Господа пойте и превозносите во
вся веки". Вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся" и
читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение
служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую
субботу оглашенных. По чтении Апостола поются, вместо "Аллилуиа",
семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о
Воскресении Господа: "Воскресни, Боже, суди земли". Во время пения
этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды, и
затем читается Евангелие от Матфея, зач. 115. Вместо Херувимской
песни поется песнь "Да молчит всякая плоть человеча". Великий вход
совершается около Плащаницы. Вместо "О тебе радуется" - ирмос 9-й
песни канона Великой субботы "Не рыдай Мене, Мати". Причастен - "Воста,
яко спя, Господь и воскресе, спасаяй нас". Заамвонная молитва
читается за Плащаницей. Всё остальное бывает по чину литургии
святого Василия Великого. По отпусте литургии непосредственно
совершается благословение хлебов и вина.
Этот обряд напоминает о древнем благочестивом обычае христиан ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение Деяний апостольских. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, и предстоявшего бдения, Церковь подкрепляла силы верных благословенными хлебом и вином.