Справка
Не так давно манускрипт, так называемого, "Евангелия от Иуды" был
опубликован в США журналом National Geographic. В интернете оригинал
текста появился на сайте НГО США. Ученые готовят переводы этого
"Евангелия" на 18 языков, включая русский.
Рукопись была обнаружена в Египте в 1983 году и спустя 18 лет
приобретена двумя швейцарскими антикварами. Они передали Евангелие
для перевода и дальнейшего издания в базельский меценатский Фонд
древних искусств. Хотя работа над Евангелием велась в полной тайне,
еще в прошлом году стал известен ряд принципиальных положений его
содержания.
Манускрипт, насчитывающий 66 страниц на папирусе и датируемый III-IV
веками нашей эры, помимо 26-страничного "Евангелия от Иуды" включает
текст под названием "Иаков", известный как "Апокалипсис от Иакова",
письмо апостола Петра апостолу Филиппу и фрагмент четвертого текста,
который ученые предварительно назвали "Книгой инородцев".
Рукопись является одним из ряда так называемых апокрифических
евангелий и написан в традиции гностицизма. Отличительной
особенностью верований гностиков было то, что они оправдывали
действия тех персонажей, которых авторы Ветхого и Нового Завета
осуждали. В частности, текст гностического "Евангелия от Иуды"
свидетельствует о том, что Иисус Христос сам попросил своего ученика
Иуду Искариота предать его на распятие.
Четыре канонических Евангелия рассказывают об этом иначе: Иисус
действительно предвидел, что Иуда намеревается донести на него
властям, но не стал препятствовать этому, потому что должен был
претерпеть распятие и тем самым искупить грехи человечества.
Епископ Венский и Австрийский Иларион
Открытие ранее недоступных текстов, относящихся к глубокой
древности, всегда представляет определенный научный интерес. Однако
интерес к «Евангелию от Иуды» - литературному памятнику II или III
века, сохранившемуся на коптском языке, - на протяжении нескольких
месяцев искусственно подогревался некоторыми средствами массовой
информации. Публике внушалось, что, наконец, из-под спуда достанут
информацию, которую церковники веками скрывали от верующих, что
новооткрытый памятник способен поколебать традиционное христианское
вероучение. От публикации памятника, содержащего «реабилитацию
Иуды», ждали такого же эффекта, как от «Кода да Винчи».
Однако богословы и священнослужители, знакомые с историей
христианской и околохристианской письменности, при первых же
упоминаниях о находке предупредили, что сенсаций ждать не следует,
так как «Евангелие от Иуды» - далеко не первый памятник подобного
рода. Таких памятников, имеющих гностическое происхождение,
сохранилось немало, и интерес они представляют разве что для
исследователей распространения еретических течений в раннем
христианстве. Ни одно из этих произведений не сумело поколебать
учение Церкви, хотя некоторые из них в свое время, на ранних этапах
развития христианства, и послужили средством для совращения христиан
в гностические секты.
О «Евангелии от Иуды» было известно писателям Древней Церкви.
Перечисляя гностические секты своего времени, священномученик Ириней
Лионский (II век) упоминает о секте каинитов, которые учат, что,
«так как один Иуда знал истину, то и совершил тайну предательства, и
чрез него, говорят они, разрешено все земное и небесное. Они также
выдают вымышленную историю такого рода, называя ее Евангелием Иуды».
Недавнее открытие памятника полностью подтверждают информацию о его
гностическом происхождении. Текст памятника имеет значительные
повреждения, поэтому полностью восстановить представления автора о
роли Иуды в деле предательства Иисуса затруднительно. Из
сохранившихся отрывков, однако, становится ясно, что автор памятника
видел в Иуде особо приближенного ученика Иисуса, которому Иисус
открывает «тайны царства». Предательство он совершает как бы по
прямому повелению Иисуса.
Гностические секты II-III веков в вероучительном плане отличались
большим разнообразием. Однако общим для них было стремление сочетать
отдельные элементы христианства с элементами восточных религий,
оккультизма, магии и астрологии. Для большинства гностических систем
было характерно представление о двух равновеликих силах, которые
движут историей мироздания - силе добра и силе зла. При этом
материальный мир представлялся произведением не благого Бога, а
злого Демиурга. В гностических системах отсутствовало представление
о человеке как существе, наделенном свободной волей: человек
рассматривался скорее как игрушка в руках добрых или злых сил.
Личность Христа ни в одной гностической системе не занимала
центральное место. Лишь отдельные элементы Его учения вплетались в
фантасмагорические построения гностиков. Поэтому гностики не
довольствовались теми Евангелиями, которые употреблялись в Церкви,
но создавали свои собственные, альтернативные. Одним из таковых и
было «Евангелие от Иуды».
Представление о том, что Иуда лишь выполнял волю Иисуса, предавая
Его, вполне вписывается в гностическое учение о добре и зле как двух
равновеликих силах, управляющих мирозданием. Однако оно никоим
образом не соответствует церковному учению, которое настаивает на
том, что каждый человек несет личную ответственность за свои
поступки, и ни один человек не предопределен к совершению тех или
иных злых дел.
Согласно христианскому учению, существует таинственный парадокс
между всеведением Бога и свободой человеческой личности. С одной
стороны, Бог заранее знает о злых поступках того или иного человека;
с другой стороны, всеведение Божие не оправдывает злые поступки:
«Должно знать, - пишет преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век), - что
Бог все заранее знает, но не все предопределяет. Ибо Он заранее
знает то, что в нашей власти, но не предопределяет этого. Ибо Он не
желает, чтобы происходил порок, но не принуждает к добродетели
силою».
Иуде не было предначертано совершить предательство, и когда Господь
избрал его одним из Своих двенадцати учеников, Он избрал Его не для
предательства, а для апостольства. Иуда не был лишен ни одного из
даров, которыми были наделены другие апостолы. Вместе с ними он
присутствовал на Тайной вечери, одновременно с ними принял в себя
тело и кровь Бога воплотившегося. Но, как говорится в богослужении
Великого Четверга, «егда славнии ученицы на умовении вечери
просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав
омрачашеся». Пока другие ученики внимали словам Спасителя, в сердце
Иуды созревал план предательства.
Никто не принуждал Иуду к предательству: оно было исключительно
делом его свободного выбора. Слова Иисуса «что делаешь, делай
скорее» (Ин. 13:27), обращенные к Иуде, не были ни повелением, ни
сигналом к действию. Они могли послужить для Иуды свидетельством
того, что Иисус знает о его планах, и могли остановить его в
последний момент. Однако план предательства уже созрел в сердце
Иуды, и даже слова Спасителя не остановили его.
Христос говорил Своим ученикам: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно
прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн
приходит» (Мф. 18:7). Эти слова, в первую очередь, относятся к
Иуде-предателю. Иисус Христос добровольно пошел на страдания, и Его
страдания имели искупительный смысл для всего человечества. Но
никакой заслуги Иуды в деле спасения и искупления человечества нет.
Спасение и искупление произошло бы и без участия Иуды: предательство
не было необходимым звеном в цепи событий, приведших человечество к
спасению.
В Великий Четверг Православная Церковь напоминает верующим не только
о Тайной вечери - первой Евхаристии, совершенной Самим Господом
Иисусом Христом. Она напоминает и о той нравственной
ответственности, которая лежит на каждом, кого Иисус призывает к
спасению и вечной жизни.
И не случайно перед евхаристической чашей православные христиане
произносят: «ни лобзание Ти дам, яко Иуда». Образ Иуды сохраняется в
памяти Церкви как пример человека, переступившего последнюю черту -
ту, которую человек ни при каких обстоятельствах и ни за какие
деньги не должен переступать. За этой чертой - погибель и вечная
смерть.
Комментарии
Пока ученые оживленно обсуждают исторические и археологические
аспекты появления "Евангелия от Иуды", представители различных
верований не менее активно комментируют содержание манускрипта. В
комментариях преобладает сдержанность. В частности Православная
церковь воспринимает находку, как проявление еретических учений и
отмечает, что "Евангелие от Иуды" не должно смущать верующих.
Комментарий Алексия Второго
"Евангелие от Иуды" не должно смущать верующих, считает Патриарх
Московский и всея Руси Алексий Второй. "Это связано с ересью
гностицизма, которая бытовала во 2-3 веках нашей эры, когда, видимо,
и появилось Евангелие от Иуды, чтобы показать равноценность и добра,
и греха", - заявил он на встрече с журналистами.
По его словам, попытки посеять сомнения в душах людей происходили на
протяжении двух тысячелетней истории христианства многократно. "Так
что это не должно нас смущать. Мы воспринимаем эти находки более
позднего времени как проявления и свидетельства тех еретических
учений, которые бытовали во втором и третьем веках", - подчеркнул
предстоятель РПЦ.
Комментарий главы Элладской православной церкви
Недавно обнародованное "Евангелие от Иуды" имеет научную ценность,
но верующие должны его отвергнуть, считает глава Элладской
православной церкви архиепископ Христодул. "Помимо четырех
канонических Евангелий, существуют десятки других, которые не были
приняты церковью из-за содержащихся в них неточностей и искажений.
"Евангелие от Иуды" не могло быть написано самим Иудой Искариотом,
потому что тот покончил с собой на следующий день после того, как
предал Христа. Составители текста были приверженцами древней ереси",
- сказал архиепископ Христодул во время проповеди во вторник
вечером.
Вместе с тем архиепископ отметил научную ценность документа. "Текст
имеет определенную научную ценность для исследователей, но для
верующих он является отверженным и не имеет никакого значения", -
добавил глава греческой церкви.
Комментарий диакона Василия
"Многое объясняет тот факт, что найденный в Египте документ написан
на коптском языке. Копты - жители Египта, говорящие сейчас на
арабском языке, но считающие своими предками древних египтян, живших
здесь до завоевания страны арабами. Слово «копт», кстати, -
искаженное слово «египтянин».
Коптская церковь - одна из древнейших в христианском мире, сейчас в
ее рядах около 8 миллионов верующих, в основном на Ближнем Востоке.
После Вселенского собора 451 года копты-христиане откололись от
православия из-за духовных противоречий. Например, копты почитают
святым и Понтия Пилата. Поэтому вполне возможно, что в третьем веке
существовала некая группа верующих, которые почитали за святого и
Иуду Искариота. Конечно, этот документ имеет важное историческое
значение, но называть его Евангелием и приписывать авторство самому
Иуде нельзя. Правильнее назвать этот документ «апокрифом от Иуды» -
рассказал диакон Василий (Сальников).
Комментарий католического теолога
Католические теологи полагают, что "Евангелие от Иуды",
обнародованное в четверг в Вашингтоне, сможет расширить знания
человечества о мировоззрениях христиан II века нашей эры и вообще об
этом периоде, но ничего не изменит в католической картине мира и в
общепризнанной теологической доктрине. Такое мнение высказал ректор
Папского Библейского института отец Стивен Пизано. "Этот документ
поможет нам узнать больше о том, что думала и во что верила некая
группа христиан во II веке нашей эры, но я не думаю, что он будет
иметь большое влияние на теологическую доктрину в широком смысле", -
сказал отец Пизано.
"Я лично не видел самого документа, но насколько нам удалось понять
из публикаций, в этой рукописи Иуда представлен в положительном
свете, тогда как на протяжении всей христианской истории он, скорее,
играл отрицательную роль. Он предстает как орудие божественного
провидения, как орудие, облегчившее осуществление божественной воли.
Но надо признать, что это не новость: такая концепция давным-давно
существовала среди ученых-теологов", - утверждает ректор Библейского
института в Риме.
По его мнению, апокрифическое Евангелие, представленное публике
накануне в Вашингтоне, скорее всего, является подлинным документом,
так как "группа ученых, обнаруживших и готовивших его, несомненно,
очень компетентные люди". "Однако я не хотел бы высказывать никаких
категорических суждений прежде, чем ознакомлюсь с документом", -
сказал отец Пизано. Он полагает, что речь идет всего лишь об одном
из многих апокрифических Евангелий, с которыми Церкви приходилось
сталкиваться в ходе истории.
Комментарий мусульман
Появление Евангелия от Иуды не может отразиться на мусульманской
традиции и почитании пророка Исы (Иисуса) в исламе. Об этом заявил
заведующий отделом науки Совета муфтиев России Фарид Асадуллин,
комментируя выход в свет в Вашингтоне коптского манускрипта с
описанием событий земной жизни Иисуса Христа (Евангелием) от Иуды
Искариота.
"На исламской традиции это никоим образом отразиться не может,
потому что мусульмане читают Коран и сунну Пророка Мухаммада", -
сказал Асадуллин. Евангелие, по его словам, для любого мусульманина
- просто познавательная литература. "Думаю, это (новый текст) с
интересом будет прочитано частью мусульманской интеллигенции. Но
серьезно повлиять на отношение верующих к Иисусу не может", -
отметил представитель Совета муфтиев.
|