До
Своего тридцатилетнего возраста Господь Иисус Христос жил со Своей
Матерью в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в
плотнической работе, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали его за
одного из детей Иосифа. Но вот приблизилось время Ему начать Свое
общественное служение. Тогда Бог в особом видении повелевает пророку
Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной
проповедью покаяния и крестить во Иордане всех кающихся в знак их
желания очиститься от грехов. Место, где пророк Иоанн начал служение,
называлось "пустыней Иудейской," лежавшей на западном побережье Иордана и
Мёртвого моря.
Евангелист Лука сообщает ценные исторические сведения этого
переломного исторического момента, а именно, что в то время Палестина,
которая входила в состав Римской Империи, управлялась четырьмя
правителями, тетрархами. Императором тогда был Тиверий, сын и преемник
Октавиана Августа, при котором родился Христос. Тиверий вступил на
престол после смерти Августа в 767-м году от основания Рима, но ещё за
два года до этого, в 765-м, он стал уже соправителем и, следовательно,
пятнадцатый год правления его начинался в 779-м году, когда Господу
исполнилось 30 лет - возраст, требуемый учителю веры.
В Иудее вместо Архелая управлял римский прокуратор Понтий Пилат; в
Галилее - Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в
Вифлееме; другой его сын, Филипп, управлял Итуреей - страной,
расположенной на востоке от Иордана и Трахонитидой, расположенной на
северо-востоке от Иордана; в четвёртой области, Авилинее, примыкавшей с
северо-востока к Галилее, при подошве Антиливана, управлял Лисаний.
Первосвященниками в это время были Анна и Каиафа. Первосвященником был,
собственно, Каиафа, а тесть его Анна, или Анан, отстранённый
гражданскими властями от должности, но пользовавшийся у народа
авторитетом и уважением, разделял власть со своим зятем.
Евангелисты называют Иоанна Крестителя "гласом вопиющего в пустыне,"
потому что Он громко взывал к людям: "Приготовьте путь Господу, прямыми
сделайте Его путь." Слова эти взяты из речи пророка Исаии, где он
утешает Иерусалим, говоря, что кончилось время его унижения, и скоро
явится слава Господня, и " всякая плоть увидит спасение Божие" (Исаии
40:5). Пророчество это Иоанн Креститель (Иоан. 1:23) изъясняет в виде
прообраза: под Господом, шествующим во главе Своего народа,
возвращающегося из плена, подразумевается Мессия, а под вестником - Его
Предтеча, Иоанн. Пустыней же в духовном смысле является сам народ
израильский, а неровности, которые надо бы устранить, как препятствия к
приходу Мессии, - это человеческие грехи и страсти; вот почему сущность
всей проповеди Предтечи и сводилась к одному, собственно, призыву:
Покайтесь! Это прообразное пророчество Исаии. Последний из ветхозаветных
пророков, Малахия высказывает прямо, называя Предтечу "Ангелом
Господним," готовящим путь Мессии.
Свою проповедь о покаянии Иоанн Креститель обуславливал приближением
Царства Небесного, то есть Царства Мессии (Матф. 3:2). Под этим
Царством Слово Божие понимает освобождение человека от власти греха и
воцарение праведности в его сердце (Луки 17:21; ср. Рим. 14:17).
Естественно, что благодать Божия, водворяясь в сердцах людей, объединяет
их в одно общество, или Царство, именуемое еще Церковью (Матф.
13:24-43, 47-49).
Готовя людей к вступлению в это Царство, открывающееся вскоре с
приходом Мессии, Иоанн всех призывает к покаянию, а откликнувшихся на
этот призыв крестил "крещением покаяния для прощения грехов" (Луки 3:3).
Это не было еще благодатное христианское крещение, а лишь погружение в
воду, как символ того, что кающийся желает очищения от грехов, подобно
тому, как вода очищает его от телесной нечистоты.
Иоанн Креститель был строгим подвижником, носившим грубую одежду из
верблюжьего волоса и питавшийся акридами (род саранчи) и диким мёдом. Он
представлял собой резкую противоположность современным ему наставникам
иудейского народа, а проповедь его о приближении Мессии, прихода
Которого столь многие напряжённо ожидали, не могла не привлечь всеобщего
внимания. Даже иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что
"народ, восхищённый учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве"
и что власть этого мужа над иудеями была столь велика, что они готовы
были сделать по его совету всё, и даже сам царь Ирод [Антипа] боялся
власти этого великого учителя. Даже фарисеи и саддукеи не могли спокойно
смотреть на то, как народ массами идёт к Иоанну, и сами были вынуждены
пойти в пустыню к нему; но едва ли все он
...
Читать дальше »
Просмотров:
1410
|
Добавил:
Админ
|
Дата:
23.11.2010
|
| |