Главная » 2010 » Ноябрь » 25 » Христианство в Грузии
19:15
Христианство в Грузии

ИВЕРИЯ УДЕЛ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

 

 

Внутренний вид пещерного монастыря в Шио-мгвиме

Ангел-хранитель Грузии сама Царица Небесная. По древнему благочестивому преданию, на которое ссылается Стефан Святогорец, Иверия есть удел Пренепорочной Божией Матери: по особой воле Божией ей выпал жребий благовествовать там, ради спасения людей, Евангелие Своего Сына и Господа Иисуса Христа. Когда Богоматерь была готова отправиться в путь, Ей явился ангел Божий и повелел оставаться в Иерусалиме, пообещав, что жребий ее свершится в свое время. Тогда Богоматерь, призвав апостолов Андрея и Симона, вручила им Свой нерукотворный образ для благословления Грузии. Пресвятая Дева так и не попала в Грузию, но милость Царицы Небесной вовек пребывает с Грузией, а ее светозарный омофор простерт над Грузинской Церковью.

 

Времена апостолов

 

Шио-Мгвимский монастырь

В Грузии проповедовали и своим присутствием благословили эту землю Апостолы Андрей, Матфий, Варфоломей и Симон Кананит. Апостол Андрей проповедовал в разных местах Грузии, Абхазии и северной Осетии. В Ацхвере, ныне Ацхуры, близ входа в Боржомское ущелье Апостол основал церковь и оставил там чудотворный образ Божией Матери, который пользовался великим почитанием не только у христиан, но и среди неверующих горцев. В настоящее время Образ находится в Гаенатском монастыре, невдалеке от Кутаиси, и называется Ацхурским. По некоторым сведениям, Колхиду посетил апостол и евангелист Матфей перед своим путешествием в Эфиопию. Их проповедь - раннее утро Грузинского Православия, ее лучи осветили сиянием вершины гор, тогда как долины до времени оставались во мгле и тумане.

 
Хитон Господень

 

Св. Равноапостольная Нина

Первая по времени святая Грузинской Церкви - блаженая Сидония (пам. 1/14 октября). Брат ее, раввин Элиоз, в год казни спасителя отправился с паломничеством в Иерусалим. Сидония, ранее услышав о Христе и всей душой уверовав в него как в Мессию и Спасителя мира, умоляла брата привезти во Мцхет какую-нибедь вещь, принадлежавшую Христу. Элиоз в день казни Спасителя был у Голгофы и купил Хитон Господень у воина, которому тот достался по жребию, и принес его в Мцхет. Сидония, взяв Хитон, стала целовать его со слезами великой скорби, потом прижала его к груди и тотчас пала мертвой. И никто из людей, собравшихся посмотреть на чудесную смерть девушки, не мог освободить из ее рук одежду Христову. Элиоз через некоторое время тайно похоронил сестру вместе с Хитоном. Долгие годы никто не знал, где находится могила Блаженой. И только молитвами Святой Нины, просветительницы Иверии, стало точно известно место, где покоится Риза Христова, величайшая святыня христиан.

 
Первые мученики


Первые известные мученики Грузинской Церкви - 17 князей, названных Месухевийскими по имени их руководителя а впоследствии духовного наставника Сухия (пам. 15/28 апреля). Они - грузины по происхождению - служили в войске аланского царя, а потом приняли крещение от учеников апостола Фаддея. Сухия и его духовные братья поселились в верховьях Евфрата на склоне дикой горы. Храмом для них была пустыня, звезды - свечами, каменные скалы - стенами. Аланский царь Барнас нашел их в дебрях скал и велел отречься от Христа и вернуться в столицу, но в ответ услыхал: "Мы уже мертвы для мира, Христос - наша жизнь". Тогда царь приказал привязать святых к кольям и сжечь на медленном огне. Перед смертью они запели псалом об исходе Израиля из Египта. Гора, на которой проходил их отшельнический подвиг, стала им общей могилой.

 
Просветители Иверии


Миновало два века, и, наконец, когда настал час просвещения страны Иверской, Пресвятая Богородица совершила это через свою избранницу - святую Нину (пам. 14/28 января). Нина, родом из Каппадокии, родственница святого Георгия Победоносца, с детства воспитывалась при монастыре в Иерусалиме. Ее воспитательницей была благочестивая старица Нианфора, которая и поведала Святой о судьбе Хитона Господня. Нина всем сердцем пожелала отправиться в страну, где находится земная порфира Сына Божия, найти могилу Сидонии, поклониться Ризе Христа, сотканной руками Самой Пресвятой Богородицы, и посвятить себя проповеди Евангелия и просвещению Иверии. Услышав молитвы святой Нины, Богородица явилась ей в сонном видении и благословила ее благовествовать в Грузии, вручив ей чудесным образом крест из виноградных лоз. Святая Нина обвила этот крест своими волосами в знак того, что она отрекается от себя и всю свою жизнь посвящает служению Богу, и до последних дней своих не расставалась со святыней. Именем Господа она совершала чудеса исцеления, по молитвам ее низвергались языческие капища, трудами ее мирно и бескровно была просвещена целая страна - Грузия. Время стирало с лица земли крепости и дворцы, а к хижине святой Нины, находившейся в царском саду Мцхета, приходили люди со всей страны и получали по молитвам своим. 
Всем сердцем в молитвах своих Святая Нина умоляла Бога открыть ей, где захоронен Хитон Господень. Она узнала, что по преданию на месте могилы Сидонии вырос могучий кедр. Многие чудеса уверили святую, что это именно то место, где находится Риза Господа Иисуса Христа. Тогда на этом месте был возведен первый в Грузии храм, при сооружении которого были использованы столбы из прежде распиленного кедра. Ныне над могилой Сидонии на месте первого деревянного храма, воздвигнут прекрасный собор Светицховели, который является сердцем Грузинской Церкви.

 
Крещение Грузинского народа


В 326 году равноапостольный император Константин прислал в дар Грузии часть древа Животворящего Креста, один из гвоздей, которыми было прибито Тело Спасителя ко Кресту, мощи святых, богослужебную утварь, а также прислал епископа и духовенство. Тогда же царь Мириан и царица Нана вместе с детьми и родственниками приняли Святое Крещение в водах реки Арагви, которые в тот светлый день смыли с лица Грузии кровь идольских жертвенников. 
Огнепоклонническая Персия не могла смириться с тем, что Грузинские правители и народ обратились ко Христу. Особенно долгую и тяжкую войну Грузия вела с Ираном во время царствованя Вахтанга Горгасала. Царь-строитель и просветитель (при его жизни был отстроен Крестовый монастырь в Иерусалиме, открыты многие училища, налажена переписка книг), Вахтанг Горгасал вынужден был большую часть своей жизни провести в военных походах. Он погиб в одной из битв с персами от смертельной раны, полученной от собственного раба (пам. 30 ноября/13 декабря).

 
Святая Шушаник


Во время царствования Вахтанга Горгасала мученический венец приняла святая Шушаник (Сусанна), царица Ранская, дочь знаменитого армянского полководца Вардана (пам. 28 августа/10 сентября). Ее муж - Питиахш Варскен - предав Христа, принял маздеизм и пообещал привести в огнепоклонство семью и весь свой народ. Святая Шушаник отреклась от мужа и провела в заточении и пытках 7 лет. Народ приходил к стенам ее темницы, как к святому месту и, прося ее молитв, получал исцеления. Тело святой Шушаник было перенесено в Тбилиси, в Метехский храм Пресвятой Богородицы, первый храм этого города. За долгие века храм множество раз закрывали, превращали в конюшни, оскверняли; но и тогда истинно верующие, припадая к его святым стенам получали по молитвам своим. Сегодня Метехи - святое место Тбилиси, место, откуда, как река из малого родника, родился и разросся чудесный город.

 
Святой Ражден, первомученик Грузинский


В последующие века небосвод Грузии не единожды был покрываем дымом пожарищ, тихие и мирные поля вытоптаны языческими и магометанскими ордами, христианские святыни поруганы и осквернены, а земля окроплена кровью мучеников за Христа. Среди них святой Ражден, перс, первомученник Грузинский (пам. 3/16 августа). Попав в плен к персидскому шаху, он не поддался уговорам и не отрекся от Христа. Тогда после множества пыток шах, соблазняя Раждена, отпустил его домой попрощаться с родственниками. Но Святой избрал участь мертвого льва, а не живого пса. Он приехал домой, благословил детей, попрощался с родными, раздал милостыню и возвратился обратно в стан шаха. В день казни Раждена привязали ко кресту и, используя в качестве мишени, поражали отравленными стрелами. Мощи Раждена были положены в Икортском монастыре и практически сразу началось почитание его как святого. Поэтому и назван он первомученником Грузинским.

 
Мученик Евстафий Мцхетский

 

Мученик Евстафий Мцхетский

К сонму святых, почитаемых в Грузии, причислен также святой мученник Евстафий Мцхетский, Тифлисский (пам. 29 июля/11 августа). Сын Мобидана, князя магов-огнепоклонников, он, получив прекрасное образование, с юности искал цель и смысл жизни, жаждал познать тайну бытия. Приехав и поселившись во Мцхета, он зарабатывал на жизнь трудом собственных рук и просил неведомого Бога открыть ему заветную тайну. Однажды, посетив собор Светицховели, он встретился с архидиаконом Самуилом и познал от него сокровенную истину Евангелия. Словно прозревший слепец, он радовался обретению света. Но его узнали и предали соплеменники. Приговоренный к смертной казни, он молился, чтобы тело его было перенесено во Мцхета. Был голос с неба, что молитва его услышана. И Католикос Самуил положил тело Евстафия под престолом главного алтаря Светицховели.

 
Преподобный Иоанн Зедазнийский и его ученики


VI век знаменуется приходом в землю Иверскую сирийских подвижников - Иоанна Зедазнийского и двенадцати его учеников (пам. 7/20 мая). По знамению Девы Марии преподобный Иоанн с двенадцатью избранными по жребию учениками отправился в Грузию, чтобы трудом своим праведным противостоять Ирану и Турану. Святые основали Зедазнийский пещерный монастырь. Первыми из двенадцати учеников обитель покинули Исе, еп. Цилканский, прославившийся даром чудес, и Авив, еп. Некресский, извесный своей борьбой с огнепоклонством, закончившейся мученическим подвигом. Позднее, после явления Иоанну Божией Матери, он разослал своих учеников во все концы Карталинии и Кахетии, а сам остался в монастыре с диаконом Илией. Грузинская церковь прославляет преподобного Шио, духом подобного пророку Илие и Антонию Великому, основавшего Шио-Мгвимскую обитель в ущелье гор. Преподобный Давид Гареджийский жил на горе на запад от Тбилиси. После заговора народа и попытки его оклеветать, он покинул окрестности Тбилиси и в дикой пустыне Гареджи основал монастырь, который народ впоследствии называл Иверской Фиваидой. Преподобный Антоний Марткоптский повторил подвиг Симеона Столпника. Иосиф Алавердский проповедовал Евангелие в отдаленных горных областях Картли и Кахетии и прошел все ступени духовного совершенства от послушника до затворника. Церковь прославляет учеников Иоанна Зедазнийского: преподобного Стефана Хирского, одаренного духовной мудростью; Зенона Икалтского, распявшего себя на кресте послушания; Пирра Бретского, проводившего жизнь в плаче и покаянии, подобно великому Ефрему; Михаила Улумбийского, достигшего высшей чистоты и простоты; Фаддея Степанцминдского, ревнителя веры и обличителя ересей; Исидора Самтавийского, непревзойденного молитвенника и доброделателя.


Мученики Давид и Константин, князья Арагветские


Монастырь Гелати, построенный Стефаном Строителем

VII век оказался для Грузии подобным апокалиптическому всаднику, вещающему о грядущих войнах и несчастьях. Соседние страны друг за другом исчезали под натиском магометан и становились провинциями арабского Халифата. Исламские армии приближались к границам Грузии со скоростью лесного пожара. В городах Картли и Кахетии встали арабские гарнизоны. Нашествия сменяли друг друга. Особенно опустошительным было нашествие халифа Мурвана-Кру, которого за жестокость прозвали "глухим". Недалеко от Кутаиси ему преградили путь грузинские князья Давид и Константин со своими войсками (пам. 2/15 октября). Под натиском магометан Кутаиси пал, братья оказались в плену. Именно их халиф считал главным своим трофеем и мечтал обратить в ислам, считая эту победу важнее одержанной на поле боя. Мурван-Кру обещал Давиду и Константину бесконечные почести, говорил, что назовет их своими братьями, будет с ними неразлучен, если только они выполнят единственное его условие - примут ислам. Князья ответили отказом. Тогда халиф приказал подвергнуть их пыткам: тела их резали ножами, жгли огнем, а потом, бросив в темницу, морили голодом и жаждой. К ним посылали имамов, которые говорили: "Мы не язычники, мы, как и вы, верим в единого Бога. Поэтому, перейдя в ислам, вы не отречетесь от своего Бога". Но братья ответили: "Христос наша жизнь, а отречение от Него - вечная смерть". И когда палачи уже устали от пыток, святых казнили через усечение мечом. Господь сотворил по молитвам братьев, просивших не разлучать их и исполнять молитвы тех, кто призывает их на помощь. К их телам привязали камни и бросили в реку Риони. Ночью воины из отрядов Давида и Константина увидели чудесное сияние над рекой. Они поспешили туда и увидели тела своих предводителей, плывущие по волнам. Ночью во сне у них было видение: князья приказали им нести их мощи на восток и предать погребению там, где их застнет утро. Погребальный кортеж на заре остановился над пропастью в месте, казалось, предназначенном для крепости. Здесь воины погребли своих князей, а по прошествию времени над их могилой был основан монастырь, названный Моцамета - обитель мучеников.


Мученик Арчил II, царь Иверский


Царю Арчилу (пам. 21 июня/4 июля) удалось на время отбросить орды магометан, укрепившись с братом Миром в Анакопии. Наступил долгожданный мир. И в это страшное время царь дал народу все, что мог - свое сердце и остатки царских сокровищ. В годы мира царь поднял страну из развалин, восстановил поруганные святыни, собрал народ под сенью Столпа и Хитона Господня. Когда царь был уже в преклонном возрасте, его вызвал в свой стан эмир Асум. Он уговаривал Арчила принять ислам формально, а в душе остаться христианином. Но царь отказался купить себе жизнь ценой нижайшего предательства. Он склонил голову под меч палача, точно на короновании. Святой Арчил подал для своего народа пример праведной жизни и достойной мученической кончины.

 
Мученик Або Тбилисский

 

Святой мученик Або Тбилисский

В VIII веке територия арабского Халифата по площади достигла и превысила размеры Римской империи времен ее великих царей. Захватывая новые страны и народы, мусульмане порабощали их не только физически, но и склоняли к принятию своей веры. Столица Халифата, Багдад, в те времена был величайшим городом мира и по своей роскоши, богатству и красоте превзошел города Индии. 
В те времена мученическим подвигом прославился аравийский юноша Або (пам. 8/21 января). Он родился в Багдаде, а в Грузию попал в свите картлийского правителя Нерсеса. Грузия входила тогда в состав Халифата, в Тбилиси рядом с храмами выстроили мечети, а неподалеку от Сионского собора стоял дворец эмира, который фактически управлял страной. Христиане были обложены тяжкой данью. Многие из них, чтобы защититься от произвола мусульман, принимали ислам. В это тяжкое время Або принял Христианство и по крещении удалился в горы Абхазии для молитвы. Через некоторое время он вернулся в Тбилиси, чтобы благовествовать Евангелие арабам. Его проповедь длилась три года. И уже само это можно назвать чудом. И как Господь был предан Своим учеником, так Або был предан соплеменниками. Чтобы тело, как святыню, не взяли христиане, после казни Або привезли к подножию Метехской горы, облили нефтью и сожгли, а кости зашили в шкуру овцы и бросили в стремительные воды Куры. Но мощи всплыли около Метехского моста, и христиане унесли их в горы. На месте сожжения тела Або была выстроена часовня. В ХХ веке вандалы разрушили эту святыню, а чудотворная икона Або находится теперь в Метехи около гробницы святой Шушаник. В настоящее время на месте разрушенной часовни строится церковь во имя святого Або.

 
Сонм мучеников Грузинских


Грузинская церковь причислила к лику святых многих мучеников, принявших смерть за Христа в те страшные века. Это братья Исаак и Иосиф из семьи христианки и мусульманина (пам. 16/29 сентября). Выдержав страшные искушения, они не отреклись от Христа, даже когда их об этом умолял родной отец. На месте, где были похоронены тела братьев впоследствии возвели церковь во имя Святой Троицы. В один день с Георгием Победоносцем церковь прославляет святого мученика князя Константина, отличавшегося строгим благочестием (пам. 10/23 ноября). В бою с арабами он попал в плен, отказался принять ислам и испил чашу страданий, из которой пил Христос. Его отрубленную голову повесили над стеной для устрашения, но она, окруженная сияющими лучами, была для города знаменем истинной веры. Грузинская церковь прославляет князя Гоброна, замученного за Христа в Х веке (пам. 17/30 ноября). Много дней длилась осада замка Гоброна, воины дрались за каждую комнату и башню. Когда замок пал, в живых осталось лишь 133 воина. Эмир обещал всем свободу, если они примут ислам. Но герои предпочли смерть. На глазах Гоброна умирали его товарищи. Последним пал он сам, перед смертью обмакнув пальцы в крови и начертав на челе крест. 
Святые Грузинской Церкви


Икона "Слава Грузинской Католикосской Церкви"

 
Рубеж тысячелетий это особое время, носящее печать Апокалипсиса, время, когда горизонт застилали тени грядущих бедствий. И в это время христианский мир еще теснее сплотился вокруг своих святынь, одной из них была гора Афон. На рубеже тысячелетий Господь даровал Грузии и всему миру великих святых, воссиявших на Афоне: Иоанна (пам. 12/25 июня), Гавриила (пам. 12/25 июня), Евфимия (пам. 13/26 мая) и Георгия (пам. 27 июня/10 июля). Преподобный Иоанн, в миру Тао-Кларджетский князь, построил Иверскую обитель. Однажды во дни Великого поста монахи увидели свет, идущий со стороны моря. Свет исходил от иконы, которая стояла на волнах, словно в иконостасе. Но как ни пытались монахи, никто не мог достичь на лодке чудеснойго образа. Тогда по всему острову стали служить молебны Царице Небесной, беспрестанно читали Псалтирь. Когда настала Пасха, преподобному Иоанну явилась Пресвятая Богородица и сказала, что взять икону может только один монах - Гавриил. Преподобный Гавриил продолжал подвиг древних восков - кочевых отшельников. Он странником бродил по Афону, постоянно молясь, ночуя под открытым небом, питаясь травами и кореньями. Святой явился на зов Иверского игумена. Помолившись Божией Матери, он ступил на воды и, "яко по суху", прошел весь путь к иконе, поднял ее и принес на берег. Монахи приняли образ так, словно Сама Богородица вновь ступила на землю Афона. Икону несколько раз пытались установить на почетном месте в храме, но она каждое утро чудесным образом оказывалась подвешена над воротами монастыря. Наконец монахи решили оставить икону на месте, определенном самой Царицей Небесной. И есть предание, что пока остается Иверская икона Матери Божией над воротами Иверской обители, Афон будет изливать чистый свет православия, и силы ада не одолеют его.

 
Перевод Священного Писания на грузинский язык


Преподобный Евфимий был сыном преподобного Иоанна, сыном не только по плоти, но и по духу. Он расширил и украсил монастырь. Ему выпала необычайная честь, по завету Матери Божией, перевести Свяшенное Писание и творения святых отцов на грузинский язык. Третий игумен Иверской обители - преподобный Георгий довершил труд Евфимия. Он был мистик и поэт. На гробнице преподобного Георгия надпись: "Я утвердил столпы храма, да не поколеблются они вовек". И сегодня в каждом грузинском храме при богослужении звучит их голос - в словах Писания, - ему будут внимать благодарные потомки, пока звучит в мире грузинская речь.

 
Святой царь Давид-Строитель


На рубеже тысячелетий над Грузией, словно черная грозовая туча, нависла угроза новых нашествий. Готовясь к войне, народ спешно возводил храмы и города. Новый враг, турки-сельджуки, был страшнее, чем арабы. Они, словно саранча, налетали на добычу и были готовы сорвать последнюю одежду даже с мертвеца. В это время Господь даровал Грузии величайшего из ее царей - Давида-Строителя, "мужа по сердцу Своему", потомка Давида Псалмопевца. Непревзойденный праведник, прекрасный воин, он не расставался с Евангелием даже на поле боя. Он составил "Канон покаянный" и показал пример покаяния, завещав похоронить себя у ворот Гелатского монастыря, чтобы каждый входящий наступал на его могилу.

 
Святая царица Тамара

 

Святая царица Тамара

Воспоминание о святой царице Тамаре подобно песне, звучащей над горами Кавказа. Она отогнала врагов от границ страны, построила множество храмов и монастырей. В годы ее царствования во всех уголках Грузии расцвела прекрасным цветком христианская вера. Ее гробница неведома миру, но царица эта принадлежит всей Грузии, в каждом уголке страны, в сердце каждого грузина слышно биение ее сердца.


Икона "Слава Грузинской Католикосской Церкви"


Столетия миновали, и в конце ХIX века важное событие произошло в духовной жизни Грузии. На основе друвнегрузинских фресок и икон известный агиограф и иконописец Михаил-Гоброн Сабинин написал икону "Слава Грузинской Католикосской церкви". С детства глубоко религиозный, Сабинин был подвижником в своей личной жизни и создал икону, вобравшую в себя в сжатом виде всю славную историю церкви, во славу ее и в назидание потомкам. "Святые Грузии предстоят Животворящему Столпу, как воины - боевому знамени, как Ангелы - Небесному Престолу. Они озарены лучами, исходящими от Хитона Господня, как от солнца, струящего тихий свет из гробницы Сидонии, из недр земли. Сгущаются сумерки. Тени Апокалипсиса, как тучи, нависли над миром. Святые погружены в безмолвную молитву."

 
Святыни Грузии

 

Грузинская икона Божией Матери

Еще несколько слов следует сказать о судьбе великих святынь, которые волею Божией оказались в Грузии. О святом кресте из виноградных лоз, который Матерь Божия вручила святой Нине известно, что до 458 года он пребывал в Мцхетском соборном храме. Потом долгое время святыня находилась на территории Армении, скрываемая от завоевателей. В 1239 году Грузинская царица Русудан вместе со своими епископами упросила монгольского воеводу Чармагана, чтобы святой крест Нины был возвращен Грузии. Так Крест снова был поставлен во Мцхетском соборном храме. Позднее много раз во избежание поруганий святыню переносили в горные монастыри. В 1749 году грузинский митрополит Роман, отправляясь из Грузии в Россию, тайно взял с собой крест святой Нины и передал его проживавшему тогда в Москве грузинскому царевичу Бакару Вахтанговичу. Долгое время святыня находилась в Нижегородской губернии в имении грузинских князей. В 1801 году внук Бакара, Георгий Александрович, поднес крест Нины императору Александру I который возвратил святыню Грузии. С тех пор этот символ апостольских трудов святой Нины положен в Сионском кафедральном соборе в Тбилиси. 
Что касается Хитона Господня, который святая Нина приходила искать из Иерусалима в Иверию, то грузинская летопись говорит о нем кратко. Присутствие Ризы Господней под корнем кедра - как при жизни святой Нины, так и после - проявлялось совершением многих чудес, исцелений и истечением от столба и от корня кедра целительного благовонного мира, которое прекратило истекать лишь после того, как Хитон был вырыт из земли. Это случилось около 1228 года, в тяжкие для Грузии времена нашествия Чингизхана. После того как орда сравняла Тбилиси с землей, не оставив камня на камне от его храмов и дворцов, и направилась в сторону Мцхета, один благочестивый человек, не желая оставить на поругание варварам святыню своей страны, после предварительной молитвы к Богу, открыл гроб Сидонии, вынул из него Пречестный Хитон Господень и передал его архипастырю. С этих пор хитон сохраняли в ризнице католикосов, пока царь Александр I (царствовал с 1414 до 1442) не восстановил Мцхетский храм. Тогда Хитон внесли во храм и скрыли в церковном кресте, где он оставался до XVII века. В 1625 году шах Аббас, завоевав грузию и желая заручиться поддержкой Российского царского двора, взял святыню из Мцхетского храма, положил в золотой ковчег и передал Хитон Господень Всероссийскому Святейшему Патриарху Филарету. Благочестивый царь Михаил и Святейший Патриарх Филарет с радостью приняли этот великий дар. После молитвы, поста и тщательнейшим образом собрав все известные сведения, они удостоверились, что это истинно Риза Господня. Тогда святыню положили в особом помещении в правом углу западной стороны Московского Успенского собора. Там она находится и поныне. В Российской Церкви со времен Святейшего Патриарха Филарета 10 июля был установлен праздник Положения Ризы Господней.


Грузинская Православная Церковь сегодня


Храм Светицховели Грузия.

В настоящее время епископат Грузинской Церкви насчитывает 24 архиерея. Возглавляющий ныне Грузинскую Церковь Его Святейшество и Блаженство Илия (Шиолашвили) родился 20 декабря 1933 года. 25 декабря 1977 года состоялся чин интронизации. Титул Предстоятеля: Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всей Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский.

Просмотров: 2895 | Добавил: Админ
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]