Главная » Статьи » Библия и наука

Евреи в Египте Подтверждения Библейских Событий

Незадолго до того, как Иосиф был продан в Египет, страну фараонов постигли большие бедствия. Около 1780 года в Египте вспыхнуло народное восстание, последствия которого долго давали о себе знать, так что в XVII веке политическая мощь Египта сильно пошатнулась. В этот период политического упадка страну потрясло страшное несчастье.

С востока надвинулась неисчислимая рать чужеземных воинов гиксосов, которая, как горная лавина, низринулась на Египет. Захватчики, закованные в железные латы, вооруженные длинными мечами, с быстротой молнии мчались на боевых колесницах, запряженных лошадьми. Египетские солдаты сражались в пешем строю и почти нагие; прежде чем они успевали воспользоваться своими копьями, пращами и луками, их топтали конские копыта и давили колеса боевых колесниц. За короткий срок непобедимая на протяжении веков Египетская держава была стерта в прах, и слава фараонов угасла почти на два столетия.


Вожди гиксосов переняли все внешние атрибуты власти фараонов и продержались в покоренном Египте около ста пятидесяти лет (1730-1580), огнем и мечом подавляя малейшие проявления бунта. Гиксосы, правда, оккупировали только Нижний Египет с дельтой Нила, но провинциальные правители Верхнего Египта тоже стали их данниками. Столицей завоевателей стал город Аварис в дельте Нила. Самое название — гиксосы — означает "вожди пустыни" или "цари чужеземных стран". Гиксосы были семитами и говорили на языке, который, по всей вероятности, приближался к ранней форме древнееврейского языка.


Возникает вопрос: какое отношение к этим событиям имеют патриарх Иаков и его сыновья? Ученые в наши дни единодушно сходятся во мнении, что эмиграция семидесяти пяти израильтян в Египет совпадает с периодом господства гиксосов. Иакова и его потомство в Египте встретили гостеприимно не только в силу заслуг Иосифа, но и потому, что они состояли в близком родстве с оккупантами, которые для укрепления своей власти проводили политику заселения Египта семитскими народами. На этом политическом фоне многие эпизоды библейского сказания находят свое логическое истолкование. И прежде всего разъясняется вопрос о возведении Иосифа на пост наместника фараона. Трудно себе представить, чтобы в обычных условиях родовитые египтяне согласились доверить высокую должность одному из презираемых ими азиатов. В книге Бытия о евреях буквально сказано так: "…Мерзость для Египтян всякий пастух овец" (Быт. 46:34).


Но если Иосиф сыграл большую роль в политической жизни Египта, то почему нет о нем ни одного упоминания в египетских хрониках? Обычно они очень обстоятельны и полны подробностей. Такого рода пробел в египетской историографии для некоторых ученых казался подозрительным и возбуждал сомнение в реальности патриарха Иосифа. Но здесь нельзя забывать об очень важной вещи. Гиксосы вызвали к себе такую ненависть, что египтяне уничтожили все, что напоминало о периоде их власти. Исторические хроники внезапно обрываются на 1730 годе до н.э. и возобновляются только после 1580 года до н.э.


В начале XVI века против гиксосов вспыхнуло восстание. За короткое время египтяне изгнали из своей страны ненавистных им завоевателей и на престол поставили своего национального фараона. Фараоны-египтяне повели по отношению к израильтянам совершенно иную политику. Они превратили семитские племена в рабов и заставили их выполнять тяжелые работы по строительству городов. Особенно трудно приходилось евреям при третьем фараоне девятнадцатой династии Рамсесе II (1317-1251 гг. до н.э.), который расширил строительные работы. При нем была построена новая столица, носившая его имя, а также город Пифом. Геологи раскопали развалины этих городов в дельте Нила и установили их происхождение.


Надо сказать, что Рамсес II был выдающимся фараоном, при его правлении Египет достиг вершины своего великодержавного могущества; поэтому сомнительно, чтобы израильтянам удалось уйти из Египта при жизни Рамсеса. В настоящее время преобладающее большинство исследователей полагают, что исход израильтян из Египта осуществился в 1250 году до н.э. при фараоне Мернепте, преемнике Рамсеса II.


Источник Православие и современность. Информационно-аналитический портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви



Категория: Библия и наука | Добавил: Админ (26.11.2010)
Просмотров: 569
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]