Главная » Статьи » Актуальные темы

Клонирование. Богопротивный эксперимент

Православная Церковь в Америке распространила в средствах массовой информации "Заявление о современных разработках в технологии клонирования". Этот документ обречен на длительную актуальность, так как каждый день мы можем ожидать вестей о новых достижениях генетики.

В августе 1997 года газета "Поиск" передала информацию от The Financial Times, что создатели овцы Долли, первого в истории искусственно созданного млекопитающего, продолжая эксперименты, имплантировали в ядро соматической клетки взрослой овцы человеческий ген, затем "слили" эту клетку с яйцеклеткой той же овцы. В результате была создана овечка Полли, дающая "целебное молоко", то есть молоко, содержащее человеческий белок.


Мы обратились к Ирине Васильевне СИЛУЯНОВОЙ, кандидату философских наук, доценту Российского государственного медицинского университета, автору готовящейся к печати книги "Современная медицина и Православие", чтобы получить ответы на ряд вопросов относительно этических аспектов новых технологий "искусственного размножения".


- С чем, по вашему мнению, связано однозначно отрицательное отношение Православной Церкви в Америке к технологии клонирования?


- Исследования и открытия в области генетики человека, происходящие сегодня, имеют действительно революционный характер. Это связано с тем, что появляются новые, в частности медико-биологические, рычаги управления и власти над человеческой жизнью и новый набор средств ограничения человеческой свободы. Но известно, что биологическое ограничение свободы - это наиболее эффективное ее ограничение, связанное с возможностью ее необратимой утраты. Именно этим определяются острота реакции и степень внимания общественности к биогенетическим исследованиям. В первой половине XX века происходило интенсивное развитие ядерной физики.


Ее опасность была полностью осознана только после создания и использования атомной и водородной бомб (Япония, 1945 г.), катастроф на ядерных электростанциях (Чернобыль, 1986 г.). Сегодня исследователи генома человека говорят о блестящих перспективах генной диагностики и терапии. Тем не менее, не имея опыта отрицательных последствий, они все же признают степень риска своей деятельности. Профессор Жан Доссе, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1980 г.) констатирует: "В области генетики человека неразумное использование новых технологий может привести к катастрофическим последствиям" Уже в XIII веке в каббалистических текстах обсуждалась возможность создания искусственного человека по заданным параметрам. В сложном сплетении идей и символов за этой возможностью стоит реальность космической по своим масштабам власти над человеком. Этой властью "устраняется Бог". В конце XIX века в философии Ф.Ницше четко обозначится принципиальная связь между идеей сверхчеловека и ситуацией "смерти Бога", символизирующей коренную ломку оснований традиционной культуры.


В трагедии Гете "Фауст" при создании доктором Вагнером гомункула - искусственного человека - присутствует Мефистофель. В одном из своих писем Эккерману (1829 г.) Гете говорит о существовании родства между Мефистофелем и гомункулом 2). Это родство опять же фиксирует негативное восприятие факта появления существа, созданного по воле человека.

Особое место в этой связи занимает роман О.Хаксли "О дивный новый мир", где прямо описываются "плоды" создания людей по заданным параметрам. Генетические манипуляции с эмбрионами позволили "перейти из сферы простого, рабского подражания природе в куда более увлекательный мир человеческой изобретательности, где "мы" (власть имущие. - И.С.) "предопределяем и приспособляем, формируем" подготовленность к жизни людей в заданных "нами" кастах и одновременно "прививаем любовь к их неизбежной, выбранной нами социальной судьбе"

Вряд ли можно говорить о пустоте, безнадежной устарелости и тупиковой фантастичности этих историко-культурных свидетельств, особенно находясь в реальности взрывоподобного прогресса в области генетики человека, в частности в области клонирования человека.


- Ирина Васильевна, не могли бы вы полнее раскрыть содержание этого термина?



- Современная культура с понятием "клонирование" связывает технологию размножения живых организмов, в результате которой из одной клетки получаются генетически идентичные особи. Новая технология логически соединяет методы искусственного оплодотворения in vitro и генетическое "проектирование" или моделирование наследственности. Другими словами, если с помощью искусственного оплодотворения осуществляется борьба за возможность возникновения жизни, а с помощью генетики пытаются решить вопрос о ее качестве, то клонирование "призвано" бороться за возможность возникновения жизни с определенными качественными параметрами.
В основе методики клонирования лежит модель размножения бактерий по типу "деление", при котором внутри клетки происходит деление генетического материала, а затем и самой клетки, что давало начало одинаковым "дочерним" клеткам, или генетически идентичным клеткам, которые называют клоном. Уникальная способность сохранения генетической идентичности при данном типе размножения не могла не обращать на себя внимание генетиков и давно прельщала селекционеров. Ведь обычное скрещивание животных и растений-рекордсменов "распыляло" их генетическую уникальность.

Первая задача процедуры клонирования заключается в получении стволовых или недифференцированных, или первоначальных ("prima" - в американской терминологии) клеток. Ведь каждая клетка взрослого организма имеет свою особую задачу, она - специальна или дифференцирована. И для получения нового организма годится не любая из них, но та клетка, которая находится на первоначальной, ранней стадии дифференцировки. Вторая задача - пересадка клеток: получение "культуры" первоначальных клеток, удаление ДНК из яйцеклетки, получение "пустой" яйцеклетки, введение "первоначальной" ДНК в яйцеклетку, получение эмбриона.



Третья задача - имплантация эмбриона в "суррогатную мать" в овцу или обезьяну и т.д.

- Не могли бы вы в нескольких словах рассказать об истории возникновения этой технологии?


- По сути дела, история клонирования представляет собой сумму хроник генетических исследований и опытов по искусственному оплодотворению. Одно событие среди них относится непосредственно к клонированию и оценивается специалистами как поистине революционное. В 1952 году впервые было получено взрослое животное в результате пересадки ядра зародыша лягушки в неоплодотворенную яйцеклетку другой лягушки, из которой был удален генетический материал. Из яйцеклетки с новым, пересаженным генетическим материалом образовалась взрослая лягушка со свойствами пересаженного генетического материала. Принципиальное значение для развития технологии клонирования имело получение в лабораторных условиях недифференцированных клеток, т.е. искусственное выращивание стволовых эмбриональных клеток, которые способны давать начало разным типам клеток организма. В начале 80-х годов подобные опыты с мышами были успешно проведены американскими учеными (Эванс, Кауфман, Мартин). В 1996 году эмбриологу Яну Вильмуту - создателю овцы Долли - удалось получить в лаборатории стволовые эмбриональные клетки овцы, что явилось преодолением практически главного препятствия к клонированию. Наконец, израсходовав 236 яйцеклеток овец, из клетки молочной железы беременной овцы-А получили "культуру" - размножающиеся "в пробирке" клетки, генетический материал которых и был пересажен в "пустую" яйцеклетку овцы-В, которая затем была введена овце-С, выполнившей роль "суррогатной матери". 23 февраля 1997 года на свет появилось первое в мире млекопитающее, у которого нет "отца", но есть три "матери" - донор яйцеклетки, донор генетического материала и вынашивающая "суррогатная мать".


- Как известно, и на Западе, и у нас в стране существует много либералов, ратующих не только за развитие генных технологий вообще, но и за клонирование человека в частности. Допустимо ли это с моральной и правовой точек зрения?


- Либеральная позиция склоняется к положительному ответу. Один из аргументов - запреты на научные исследования всегда имеют ограниченный характер, они шли и будут идти.


Во- вторых, если все же запретить клонирование людей, может быть, одновременно запретить и рождение естественных близнецов? В-третьих, появление человеческих генетических копий безопасно. Не надо бояться возможности клонирования - в данном смысле, тиражирования гениев преступного мира, маньяков - ведь "душа генетически не обусловлена", заявляет член-корреспондент РАН А.Монин, и именно поэтому в клонировании нет ничего аморального ("НГ-Наука", N1, сентябрь 1997, с.5). В противоположность А.Монину создатель Долли Вильмут высказывается однозначно против клонирования людей. А в Англии сочли необходимым все же запретить такие эксперименты.


- Какова позиция православных ученых относительно возможности клонирования человека?


- Православная позиция по отношению к клонированию людей выстраивается в трех плоскостях. Во-первых, в плоскости анализа перспектив и социокультурных последствий вытеснения естественных семейно-сексуальных отношений методами искусственного размножения. Любая форма искусственного размножения, будь то оплодотворение in vitro или клонирование, является "технологической" поддержкой инвертированных лиц (гомосексуализм мужской и женский).


С возникновением технологий искусственного размножения перестает "работать" старейший аргумент противников всякого рода инвертов: существование однополых семей невозможно признать в силу реальности нарушения ритмов рождаемости и угрозы невоспроизводства человечества. Получение возможности размножаться для инвертированных лиц означает возникновение возможности распространения новых форм семейно-брачных (в частности однополых) отношений и, соответственно, вытеснения форм традиционных. Новые методы искусственного размножения делают весьма реальной перспективу роста "неполных семей" и увеличение числа детей, рожденных вне брака и воспитывающихся в неполных семьях. В этом плане весьма поучителен роман-антиутопия О. Хаксли "О дивный новый мир". В нем до логического предела разворачиваются возможности и последствия искусственного размножения людей по заданным параметрам. Законодательное признание искусственного размножения в новом Государстве имеет своим логическим следствием запрещение семьи, материнства, единобрачия. Они рассматриваются в новом обществе как источник сильных и нежелательных эмоциональных переживаний, душевной боли, и в результате - всевозможных болезней. Место "любви" в иерархии ценностей данного общества занимает понятие взаимопользование, фиксирующее презрение к достоинству человека и отрицание личной свободы.


Во-вторых, православная общественность опасается тиражирования потребительского отношения человека к человеку и возможности создания "человеческих запасников" (будь то органы, "законсервированнные" двойники и т.п.). В-третьих, Православие не может согласиться со странным суждением - "душа генетически не обусловлена". И если г-н А.Монин, член-корреспондент РАН, ставит после этого суждения точку, то для нас естественно поставить вопрос: "А чем обусловлена душа?" Ответ именно на этот вопрос определяет христианскую позицию по обсуждаемым проблемам. Один из факторов, "обуславливающих" душу, - это Таинство Брака, через которое "дается божественное основание для благодатной жизни"


4). Через Таинство Брака мужчина и женщина становятся "уже не двое, но одна плоть" (Мф. 19, 6). И это - тайна, "тайна сия велика" (Еф. 5, 32). Освящение союза мужчины и женщины описано в первой книге пророка Моисея: "И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь" (Быт. 1, 28). Благословение деторождения так описывается пророками: "Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей", "Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы" (Пс. 138; 13, 15). "Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было" (Пс. 138, 16).


При описании таинства создания человека в Священном Писании используются физиологические понятия и образы. В то же время они свидетельствуют о событии всегда большем и более значимом, чем его физиологическая канва. Так, в Книге Иова мы читаем: "Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой?" (Иов, 10, 8 - 12). Это "большее" раскрывается в восклицании Евы при рождении первенца: "Приобрела я человека от Господа" (Быт. 4, 1). Эти слова свидетельствуют об истинном основании тварных существ, об их "обожении действием Божественных энергий". Это выражение В.Н.Лосский использует для описания присутствия Святого Духа в мире и приводит свидетельство св. Максима Исповедника: "Святый Дух присутствует во всех людях без исключения, как хранитель всех вещей и оживотворитель естественных зарождений, но Он в особенности присутствует во всех тех, кто имеет Закон, указывая на преступление заповедей и свидетельствуя о Лице Христа... Ибо все не исполняющие волю Божию имеют сердце неразумное"


Эти свидетельства чрезвычайно значимы. А.Ф.Лосев полагал, что религиозные свидетельства, являясь своеобразной теоретической конструкцией, всегда соответствуют "устроению человеческой жизни на всех бесконечных путях ее развития".


Современное клонирование овцы от клетки взрослого животного открыло путь к клонированию любого биологического вида, включая человека. Хотя никто не может препятствовать научным поискам и экспериментам в этом направлении, возникает вопрос, должно ли правительство США запретить или регулировать эту деятельность и предоставлять общественное финансирование.


Представители Православной Церкви во всем мире остаются верными строгости понимания сакральности человеческой жизни: каждый человек создан как уникальная личность *по образу Божию". Поэтому подавляющее большинство православных этиков настаивает, что все формы евгеники, включая манипулирование с человеческим генетическим материалом вне терапевтических целей, в нравственном отношении отвратительны и угрожают человеческой жизни и благополучию.


Различные технологии клонирования, использующие животных, развиваются уже более десяти лет, обещая продлить человеческую жизнь благодаря созданию новых лекарств, белков и других полезных веществ. Такие усилия заслуживают общественной поддержки и финансирования. Однако перспективы человеческого клонирования порождают призрак ^наклонной плоскости" в наиболее зловещей форме.

В "падшем" мире, где права превышают ответственность, использование технического клонирования человеческих клеток неизбежно приведет к злоупотреблениям: коммерциализации "первичных" ДНК, производству детей с целью получения "запасных частей", к движению в направлении создания "высшего" класса человеческих существ.

Более того, в настоящее время ученые не в состоянии определить, содержит ли в себе отобранная клетка мутации или другие дефекты, которые могут привести к калечащим уродствам или задержкам в умственном развитии у клонированного ребенка.

В свете этих факторов Православная Церковь в Америке настойчиво советует, чтобы правительство запретило эксперименты по производству человеческих клонов и не рассматривало проекты финансирования подобной деятельности. Мораторий на такую деятельность крайне необходим.

Журнал "Православная беседа", 1997, N6, с.32-34




1) Доссе Ж. Научное знание и человеческое достоинство // Курьер ЮНЕСКО, ноябрь 1994, с.5.

2) Гете И.В. Избр. произведения в 2-х т.-М., 1985, т. 2, с. 678.
3) Хаксли О. О дивный новый мир.- М., 1989, с. 173-175.
4) Булгаков C. Православие. --М., Терра. 1991, с.2 44.
5) Лосский Н.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. -М.. 1991, с. 134.
Категория: Актуальные темы | Добавил: Админ (26.11.2010)
Просмотров: 643
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]