Крещение

 

Слово "крещение" — славянский эквивалент греческого "баптисма" ("погружение"). В Священном Писании оно впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя. Приходившие к нему иудеи погружались в воды реки Иордан в знак того, что отказываются от совершения зла, смывают с себя, "топят" грязь греха, дабы в чистоте души встретить Мессию, приход Которого проповедовал Иоанн.

 

Вода -символ очищения, символ жизни, но одновременно — и смерти: в пучинах вод таится погибель. Обряд погружения в воды озер и источников — священный акт приобщения к чередованию жизни и смерти, к постоянному обновлению природы. Но в религии Богооткровения все священнодействия становятся прямым орудием Бога, посредством которого Он дает Свою благодать и раскрывает смысл Своего действия в мире, одновременно осуществляя это действие. "Крещение покаяния", которое совершал Иоанн Предтеча, раскрывает смысл действия Бога как уничтожение зла и греха, спасение человека от них; являет требования Бога к людям: расстаться со своими грехами, покаяться в них и тем самым приготовиться к встрече Спасителя, обещанного Богом. В "крещении покаяния" осуществлялось и целительное воздействие Божие на зараженные грехом человеческие души.

 

Христос Сам принял крещение у Иоанна. Богочеловек не нуждался в очищении, ибо был безгрешен, и в спасении, поскольку Сам являлся Спасителем. Но Он погрузился в воды Иордана, чтобы показать, как "надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф.3.15).

 

Принимая крещение во имя Христа, человек не просто "смывает" с себя грехи. Погружаясь в воду, он умирает для греха — умирает с Христом, чтобы воскреснуть с Ним для вечной жизни. Продолжая грешить после крещения, человек тем самым отказывается от благодати: "Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого" (2 Пет. 2.20).

 

Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников — крестных отцов и матерей. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию.

 

Крещение в Православной Церкви и совершается троекратным погружением с головой в купель — во имя Отца, Сына и Святого Духа. Крещение обливанием допускается лишь в крайнем случае, когда отложить его невозможно, а совершить крещение погружением не позволяют условия. Над крещаемым произносится заклинательная молитва "отгнания диавола". Каждый элемент обряда в православном таинстве крещения выражает посвящение человека Христу. Например, острижение волос в греко-римском мире было знаком рабства человеку, а в таинстве крещения острижение пряди волос знаменует собой рабство Богу. Нательный крестик, который вешают на шею крещаемому, должен напоминать о крестном подвиге Христа, о долге христианина и заповеди Спасителя: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой..." (Мф. 16.24). Смысл этого напоминания в том, чтобы помочь крещеному преодолеть эгоизм, гордость, сластолюбие, лень, страх и приблизиться к той любви, которой любил человека и мир Христос.

 

Перед крещением сам человек или его крестный должен трижды отречься от сатаны "и всех дел его, и всего служения его" и трижды исповедать (заявить во всеуслышание) свое желание "сочетаться со Христом". Читается Символ веры, который должен быть хорошо знаком и понятен крещаемому или его восприемникам. Белая рубаха, в которую облачают крещаемого, означает чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным Светом; свеча в его руке или в руке крестного — духовное просвещение", свет радости.

 

До VI века подготовка взрослых людей к крещению называлась оглашением — устным научением вере Оглашаемые делились на несколько разрядов (до пяти), а оглашение (или катехизация) могло длиться до трех лет. В то же время все христиане должны понимать, что данный в Таинстве Крещения талант, залог жизни приумножается путем личных усилий, иногда подвигом всей жизни. Иными словами, мы не должны забывать данные при Крещении обеты. Тем не менее уже при самом принятии Святого Крещения в крестившемся совершаются неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха и сатана изгоняется из его сердца. Хотя возможность следовать искушениям диавола остается, но он становится как бы внешним человеку. Некрещеный человек в силу первородного греха, в сущности, не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен не грешить.

 

 

КАКОВА РОЛЬ ВОСПРИЕМНИКОВ В ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ

 

При совершении Таинства Крещения как взрослых, так и младенцев должны быть восприемники. Обычай не присутствовать при Крещении родителям младенца, вероятно, образовался у наших предков по следующим соображениям. Крещение есть духовное рождение. При этом духовном рождении присутствует восприемник, который, по церковному выражению, «в восприятии отрочате творится тому отцом духовным», т. е. плотской отец на этот раз уступает свои права отцу крестному. С канонической же точки зрения этот обычай обязателен только для матери и только в том случае, если Крещение младенца совершается ранее сорока дней после его рождения, т. е. до прочтения над ней молитвы сорокового дня.

 

При Крещении младенцев восприемники бывают для того, чтобы произносить вместо них Символ веры и необходимые ответы, а впоследствии научить их вере и нравственности (Требник, «Увещание от иерея к восприемнику»).

 

 

СКОЛЬКО ДОЛЖНО БЫТЬ ВОСПРИЕМНИКОВ

 

По древнему церковному правилу, при Крещении младенцев необходимым считался только один восприемник — мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола (Большой Требник, 5 гл., «зри»). Правило о «бытии при Крещении одному восприемнику» принадлежало первым векам христианства и строго соблюдалось в Церкви Восточной и Западной до IX века. В наше время широкое распространение получил обычай быть при Крещении двум восприемникам: крестному отцу и крестной матери. Самым чином Таинства Крещения предполагается очное присутствие восприемников при его совершении. Как исключение, восприемница для мальчика и восприемник для девочки могут быть избраны заочно. В случае крайней нужды Крещение может быть совершено и без восприемника или его может заменить сам священник, совершающий Крещение.

 

 

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ВОСПРИЕМНИКОМ

 

Восприемниками могут быть лица православные и знающие православное вероучение или, по крайней ре, его основы. От восприемника требуется, чтобы он знал Символ веры и читал его при Крещении. Только православные восприемники или восприемницы имеют церковное значение. Их имена воспоминаются в молитвах и вносятся в свидетельства о Крещении. Восприемник «представляет собою лицо крещаемого и за него обеты Богу, творит, Символ исповедует и обязан восприемного сына наставить вере и закону Божию, чего не могут учинить ни невежа в вере, ни иноверный». Согласно с практикой древней Церкви, как иноверцы никогда не допускаются к восприемничеству, так и православному неприлично быть восприемником детей у иноверных родителей, исключая те случаи, когда дети крестятся в православную веру.

 

Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники (Требник Петра Могилы). Например, не бывшие по нерадению у исповеди и Святого Причастия 5 — 10 лет не могут дать руководства и назидания в жизни своим крестникам. Не могут быть восприемниками малолетние, так как еще неспособны к делу учительства и нетверды в разумении веры и силы Таинства (кроме тех случаев, когда совершенно невозможно иметь совершеннолетнего восприемника).

 

Древняя Русская Церковь не знала такого правила, которое бы устраняло монахов от восприемничества. Известно, что крестными отцами наших русских великокняжеских и царских детей были большей частью монахи. Только впоследствии монахам было воспрещено восприемничество потому, что оно вовлекает монаха в общение с миром (Номоканон при Большом Требнике).

 

Родители не могут быть восприемниками от купели Крещения собственных детей. Женщине, находящейся в обычном очищении, неудобно быть восприемницей. В таких случаях можно отложить Крещение или же пригласить другую восприемницу.

 

Церковные правила не запрещают быть восприемниками одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном. В настоящее время священники не допускают мужа и жену к совместному восприемничеству одного и того же младенца, тем более что среди большинства мирян такое восприемничество считается непозволительным.

 

Чтобы не допустить нарушений существующих правил относительно восприемников, священник обычно заранее узнает от родителей, кого они желают иметь восприемниками для своих детей.